четверг, 21 января 2010 г.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (ВИЗУАЛЬНОЕ) “3АГРЯ3НЕНИЕ”

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (ВИЗУАЛЬНОЕ) “3АГРЯ3НЕНИЕ” ВИДИМОЙ СРЕДЫ В РАЙОНАХ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ.
Современные повышенные требования к эстетическому восприятию жилой застройки с целью смягчения отделения человека от естественной визуальной среды вызвали появление нового направления в экологии — видеоэкологии. Его главная задача — разработать научные основы создания визуально психологического комфорта в условиях искусственной (городской) среды.
Видимая среда многих наших городов становится противоестественной, создает психологический дискомфорт, что дает основание ученым-экологам говорить об эстетическом «загрязнении» в районах жилой застройки. Таким образом, помимо известных видов загрязнения — физического, химического и др., выделяют еще один вид загрязнения, формирование которого связано с градостроительной деятельностью.
Основные признаки эстетического загрязнения:
• однообразная архитектура (монотонная, гомогенная и монохромная);
• невыразительность зданий с редким озеленением балконов и лоджий;
• возведение немасштабных ландшафту зданий;
• отсутствие гармоничного единства с природной средой.
Понятие эстетическое «загрязнение» многостороннее. Это и дисгармоничность архитектурных ансамблей, и отсутствие их связи с архитектурной средой города в целом, и внемасштабность жилых групп и отдельных зданий человеку. Для сохранения здоровья людей необходимо также включение в жилище элементов природы, «вид из окна квартиры на городской пейзаж» и многое другое.
Специалисты, признают, что одинаковые коробки зданий, унылый серый цвет, преобладание прямых линий и прямых углов, монотонные заборы и ограждения, недостаточное озеленение и т.д. способствуют накоплению у человека усталости, раздраженности и других видов психологического дискомфорта.
Ничуть не лучше воспринимаются и эклетичные формы особняков, построенных в 90-х гг. Отличительной особенностью этих зданий является то, что они резко дистанцировались от позднесоветских образцов и представляли из себя достаточно топорное, но претенциозное выражение некоего, пока смутного, идеала наступившей буржуазной эпохи.
Худшие образцы жилой застройки вступают в противоречие с законами зрительного восприятия, а поэтому создают ощущение изоляции от окружающей среды и отрицательно влияют на психологическое состояние человека. Страдает не только эстетическая сторона, нависла угроза над физиологическим механизмом зрения. Этому способствует, в частности, так называемый гомогенный и «агрессивный» архитектурный стиль с одинаковыми, контрастными элементами.
Важную роль в создании зрительного комфорта играет интерьер жилища. Столь популярная в наше время вагонка, по мнению многих специалистов, создает неприятную для глаза среду, что связано с монотонными рядами однородных горизонтальных или вертикальных реек. Агрессивную для глаза среду создают и чересчур яркие обои.
Действенным средством формирования комфортной визуальной среды принято считать колоритное цветное разнообразие фасадов зданий. Одним из способов решения этой проблемы может стать использование лицевого кирпича различной световой гаммы. Как известно, лицевой керамический кирпич объемного окрашивания является экологически чистым стеновым материалом и может быть использован для отделки отдельных архитектурных элементов. Различная гамма цветов лицевого кирпича значительно улучшает внешний вид здания и полностью удовлетворяет эстетическим требованиям.
Не исключено, что на эмоциональное состояние человека влияет и зрительная изоляция жилого помещения. Человек чувствует себя комфортно, если, например, помещения квартиры не просматриваются соседями через окна. И наоборот, современная планировка без дворов и двориков вызывает у человека определенный дискомфорт.
В российской архитектуре в настоящее время доминируют три направления, каждое из которых, развивая ту или иную тенденцию развития внутри социума, в то же время пытается уйти от убивающих психику гомогенных, монотонных и монохромных зон.
Самым распространенным в современной России архитектурным типом является техномодерн, несущий в себе мощный национальный заряд и легко вписывающийся в старинную застройку городских центров. Здания, выполненные в стиле техномодерна, используются, как правило, под офисы и культурные учреждения.
Новые жилые комплексы на окраинах Москвы, комплексы зданий на Павелецкой площади — пример еще одного стиля, так называемого «квазиимперского» гигантизма.
Конструкции, напоминающие стеклянные купола или выпуклые застекленные мансарды, встречаются уже не только в крупных городах России. Этот новый стиль, возможно, является «первопроходчиком в ажурно-кристаллический мир мансардно-купольного строительства».
В целом в современной архитектуре цвет, масштаб становятся все более разнообразными, глаз уже не натыкается на бетонные стены, одинаковые коробки с жесткими углами и может остановиться на каком либо акценте в декоре здания. К сожалению, все эти архитектурные радующие глаз новации натыкаются на отсталость методов строительства. Дуализм такого рода создает серьезную проблему российским архитекторам.
И все же в нынешних условиях существенной трансформации структуры жилищного строительства и развития рынка в жилищной сфере есть все основания полагать, что эта проблема будет решена. Понятно, что поиск эстетического своеобразия возводимых зданий и комплексов, свободное решение их композиции в интересах обеспечения визуальной экологии должны быть продолжены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий